October 28, 2018

первые стихотворения северянина

Интервью с автором сегодняшнего дня “Лирической Среды” поэтом из Санкт-Петербурга

Марина Якимович (Марина): Алексей, я благодарю Вас за Ваше согласие принять участие в нашем проекте и за согласие дать интервью. Первый вопрос наш неизменен: расскажите о Вашем детстве и о том, как Вы начали писать стихи. С чего всё началось? Что послужило толчком?

Алексей Смехов (Алексей): Началось всё с дороги в детский садик, когда мама, держа меня за руку, читала наизусть: Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. Мы каждый день разучивали по новому стихотворению.
Это были стихи Есенина, Лермонтова, Пушкина. Видимо, не зря говорят, что каждое брошенное в этом возрасте семечко в дальнейшем прорастает.
Так произошло и со мной. Уже в начальных классах я пристрастился к чтению классики, благо дома была обширная библиотека. В пятом классе выучил целиком любимый томик Лермонтова.

“По синим волнам океана, “

И я сам летел на воздушном корабле к загадочному острову в океане.

А ещё всё моё детство прошло под песни Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Дольского, Башлачева. Они впитывались в меня, как в губку. Помню, что в 10-ом классе у меня в комнате на стенах висели листы с цитатами из Высоцкого.

“Мой финиш горизонт, а лента край земли…”

Я буквально дышал этим воздухом. Но первое стихотворение было написано только в армии: Волчонок, который впоследствии стал песней. Потом стихи приходили редко, раз в несколько лет. И только 4 года назад я начал писать регулярно.

Марина: Кто был первым читателем? И кто первым критиком?

Алексей: Все мои стихи первыми читают родные: сестра, мама, жена.
Они же и критикуют, и практически все замечания оказываются полезными.
Когда стал публиковать стихи в контакте, друзья-поэты дали ценные советы, которые помогли преодолеть типичные ошибки начинающих авторов. Я тогда очень внимательно отнесся к критике, и старался не повторять один косяк дважды.

Марина: У Вас были перерывы в творчестве? Как Вы вернулись к стихосложению?

Алексей: Вернулся четыре года назад, когда в жизни случилась чёрная полоса. Как там у Губермана:

“Время льётся, как вино, “

Тогда я сам начал писать юмористические стихи на основе одесского юмора Смехарики. Получилась целая книжка. Это позволило мне продержаться самое тяжёлое время, а потом и лирика пошла. И я благодарен Богу и обстоятельствам, которые вернули поэзию в мою жизнь.

Марина: Можно для примера пару Смехариков?

Алексей: Конечно. Пожалуйста.

Аркаша, дуй домой без сцен и слёз,
Ты должен маму моментально слушать!
А что случилось, мама, я замёрз?
Нет, золотко, ты захотел покушать!

* * *
Два часа выносишь мусор,
Где так долго пропадал?
Видишь эти деньги, Муся,
Я ж таки его продал!

Марина: Алексей, расскажите, пожалуйста, о том, как рождается стихотворение? Что появляется первым? Замысел? Красивое парадоксальное словосочетание? Наблюдение за поразившим явлением?

Алексей: Как правило, всё начинается с одной строчки, которая вертится в голове. Часто я с ней просыпаюсь, хватаю ручку, и перевожу стих на бумагу. В этот момент ещё нет ни замысла, ни сюжета. Только некий начальный ритм, может быть первая рифма, а главное какое-то чувство в груди, посыл, который рвётся наружу. Этот процесс не перестает меня удивлять. Часто интересная рифма, неожиданный образ или метафора уводят стих в совершенно непредсказуемую для меня самого плоскость, и в начале стиха я не знаю, чем он кончится.
Много стихотворений рождается благодаря красоте нашей природы. Выглянешь за окошко а там:

Склоняют красную калину
Ветра к земле,
И ливни тоненькую спину
Секут во мгле.

Ещё один источник прочитанные книги и стихи. Иногда возникает желание ответить на зацепивший текст, и рождается стихотворение.

Марина: А что происходит дальше? Как шлифуется оно?

Алексей: Шлифуется дольше, чем пишется. Проверяю на наличие инверсий и повторов, ищу незатертые рифмы и метафоры. Часто вспоминаю слова замечательного петербургского поэта Валентина Голубева:

Написать стихотворение
Это поставить рядом хотя бы два слова так,
Как стоят под венцом жених и невеста,
Так, как стоят рядом отец и сын
На краю вырытой ими ямы
Перед расстрелом.

Марина: Как Вы понимаете, что стихотворение удалось?

Алексей: Когда оно перестает меня раздражать. Как правило, свежеиспеченный стих, наряду с удовольствием от процесса рождения, приносит и некий дискомфорт при прочтении. Какой-то внутренний камертон настойчиво зудит: вот тут и тут фальшь. После доработки это чувство проходит, и я успокаиваюсь.

Марина: А что Вы делаете с текстом, если стихотворение не получилось, выбрасываете и забываете или отправляете на переплавку?

Алексей: Бывает, что стих технически безупречный, но душа к нему не лежит. Мне с ним скучно. Если не удается переплавить выбрасываю.

Марина: Нет желания всё бросить к чёртовой бабушке и начать что-то совершенно новое? Если да, то как Вы выздоравливаете?

Алексей: Стихи приносят много радости в мою жизнь. И чтение чужих, и сочинение своих. Бывают, конечно, кризисы, когда кажется, что ничего хорошего больше не получится. Или когда читаю своих любимых поэтов, и понимаю, что так мне не написать никогда.
Насчёт того, чтобы бросить поэзию и заняться чем-то другим – опять отвечу стихом.

Чтоб петь о счастье в облаках,
Порою нужно птице
Копаться в скользких червяках,
Но может, это снится,
А явь она лишь в небе,
Где нет забот о хлебе.

Марина: Алексей, скажите, вот когда автор слышит песню на свой тест, что он чувствует? Это льстит?

Алексей: Льстит? Нет. Во-первых радость и удивление. Потому что стих, ставший песней, превращается в нечто совершенно иное. Он вырастает над собой, из плоского текста на бумажке становится красочным и объёмным. Непохожим. Гораздо более интересным. На некоторые мои стихи написано по 2 или даже 3 песни разных авторов-исполнителей, и каждая песня раскрывает стих с совершенно новой, неожиданной стороны. Это меня поражает, и, если вернуться к чувствам, я испытываю огромную признательность к людям, которые пишут песни на мои стихи.

Марина: А сколько всего песен написано на ваши стихи?

Алексей: Более восьмидесяти.

Марина: Как Вы думаете, с чего надо начать день, чтобы в нём всё получилось? В чём залог успеха?

Алексей: У меня в последние годы появилась привычка начинать день с благодарности Богу за то, что этот день у меня есть. Я благодарю мысленно своих близких за их присутствие в моей жизни, деревья под окном – за красоту и гармонию, дом, в котором я живу, – за тепло и уют. Тогда весь день проходит легко и радостно, и, даже если случаются неприятности от этой утренней эмоции остается некий аромат, который, как запах новогодней елки, перешибает все остальные запахи, или, по крайней мере, не даёт им слишком сильно хозяйничать.

Закат безумствует над нами.
Сливается цветок костра,
Его оранжевое пламя
С тем алым, что несёт заря.
За это дивное мгновенье,
За свет небесный и земной
Я говорю Благодаренье
Тому, кто вечно надо мной.
Кто есть основа и причина
Тепла, заката и огня.
Кто создал реки и долины,
Кто бережёт всю жизнь меня.
За шум волны и птичье пенье,
Росу на травах поутру
Я говорю Благодаренье,
За всё, за всё благодарю!

Марина: Как Вы думаете, Вы разбираетесь в людях? Каким, на Ваш взгляд, качеством должен обладать человек, чтобы мгновенно заслужить Ваше расположение.

Алексей: Я по работе очень много общался с людьми, и надеюсь, что разбираюсь. Но люди не перестают меня удивлять. Как в плохую, так и в хорошую сторону. И это радует. Было бы невыносимо скучно жить, если бы я окончательно во всех разобрался. Это были бы уже шаблоны какие-то вместо людей. Вообще, я люблю людей, которые могут меня удивить – ярких, уникальных, творческих.
Что касается качеств на первом месте для меня милосердие и сострадание. Желание быть не столько справедливым, сколько добрым. В любой ситуации есть три варианта реагирования:
Первый – ответить более жестко, чем ударили (обидели) тебя. Это языческое мировоззрение. Источник всех войн и конфликтов.
Второй око за око. Это Ветхий Завет. Так называемая справедливость.
Третий ответить более мягко, поступить с человеком лучше, чем он поступил с тобой. Это суть Христианства.
Если говорить в терминах боевых искусств, то мне нравится не бокс, а айкидо. Когда можно утихомирить человека, не причинив ему вреда.

Нас поощряют добиваться цели,
Быть лучше, выше, эффективней всех,
А во главу угла поставлен цепкий,
Сметающий ненужное успех.
Но, к сожаленью, велики издержки
На этом сокрушительном пути:
Летят с дороги люди, словно пешки,
Их больше не поднять и не найти.
Пусть говорят, что это неизбежность
В наш прагматичный и жестокий век,
Мне нравится заботливая нежность,
Внимательный и чуткий человек,
Кому важны не цели, а дороги,
И близкие, что рядом держат путь.
Пробитая мишень скучна в итоге,
Полёт стрелы вот радостная суть.

Марина: И, наоборот, на какой недостаток в человеке Вам трудно закрыть глаза?

Алексей: не люблю людей гордых и напыщенных, считающих себя лучше других.

Марина: На Ваш взгляд, доверчивость это доброта, или глупость?

Алексей: Конечно, если доверяешь человеку, а он раз за разом обманывает, и ты не делаешь никаких выводов, то это уже глупость. Но начинать всегда надо с доверия.
Вообще, зло и недоверие могут выиграть на короткой дистанции, но добро и доверие всегда выигрывают на длинной.
Я твердо верю в то, что добра на земле больше, и всегда стараюсь делать ставку именно на него

Марина: Как Вы думаете, почему люди страдают?

Алексей: Какой глобальный вопрос!
Во-первых, степень страдания и счастья мы можем сами регулировать:

“Зачем преумножать страданья,
Печали, беды и терзанья
Уж лучше их делить на семь.
На семь ветров, на семь тропинок,
На семь цветов и радуг спину,
Чтоб растворились, нас покинув,
Совсем.

А счастье видеть рыжей точкой
И раздувать, как уголёчек
От негасимого костра.
Чтоб превратив в большое пламя,
Носить, как радостное знамя,
И солнце пело вместе с нами
С утра.”

Ведь что такое страдание? Боль от того, что тебе предлагает жизнь. Как правило, она вызвана нашими собственными ограничениями. Можно назвать чрезмерный холод или жару злом и реально страдать. А если ходить в баню, а потом нырять в прорубь, то можно себя натренировать, и большие колебания температуры будут переживаться без дискомфорта.
В области чувств то же самое. Нужно принимать всё, что дает мир. Несомненно, вся гамма человеческих эмоций нам необходима. Так же, как возможно вытерпеть сильный, но недолгий холод для тела, так и душа без вреда для себя может короткое время вынести любую отрицательную эмоцию. Но, если мы надолго зависаем в обиде, зависти, ревности, гневе, разочаровании и пр., мы страдаем.

Я один, всё горестно и плохо,
Тьма и пустота царят в уме.
На дворе жестокая эпоха,
Мудрый мастер, что же делать мне?
Маска на тебе сейчас надета,
Нужно иногда менять свой жанр:
Нынче драма, завтра оперетта,
Удиви-ка пеньем горожан.
Или представляй, что мы паяцы.
Всюду грандиозный карнавал,
Ты под маской можешь посмеяться,
Даже если плох его финал.
Мир театр, и люди в нём актеры.
Ты избрал себе дурную роль.
Будь то скрипачом, то дирижером,
А шута меняет пусть король.
Чередуй трагедию и мюзикл,
После мелодрамы водевиль,
Надоело быть себе обузой
Представляй, что эта жизнь мультфильм!

Если мы извлекаем из трудной ситуации необходимый урок, меняемся и двигаемся дальше она не перерастает в страдание, это просто опыт.

Марина: Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?

Алексей: Я не считаю, что терпеть поражение плохо. Победа порождает эйфорию и человек перестает совершенствоваться. Зачем, если у него и так все хорошо. А поражение заставляет двигаться дальше. Конечно, победы нужны. Чтобы понять, что ты на правильном пути. Но если победа для тебя – это конечная точка, то пиши “пропало”. И чем убедительнее победа, чем дольше длится расслабуха, тем сокрушительнее будет поражение.

Марина: Вы читаете? Каких авторов Вы предпочитаете? Какую, на Ваш взгляд, книгу должен прочесть каждый?

Алексей: Я читаю постоянно. Люблю разные жанры: от классики и философии (сейчас читаю замечательного Григория Померанца), через фантастику и фэнтези до искрометных Филатова и Губермана. Если говорить про поэзию, то люблю как поэтов Серебряного века Гумилева, Пастернака, Блока, Северянина, Есенина, так и шестидесятников Самойлова, Евтушенко, Окуджаву, Юнну Мориц, пишущую и поныне Ларису Миллер. И, конечно, наших современников. Их так много, что перечислить всех не возьмусь.
Что касается книг, которые должен прочесть каждый, то это Библия, Коран, история жизни и суть учения Будды, Лао-Цзы. Там бездонный кладезь мудрости, философии, любви, исторических фактов, жизненного опыта и здравого смысла. Чтение этих книг поможет понять самых разных людей, даже с другим цветом кожи и мировоззрением.

Марина: Дайте совет молодым, пробующим перо.

Алексей: Сейчас столько молодых талантливых поэтов, что мне часто самому хочется с ними советоваться )
Вспомнил историю, как на семинаре Михаила Светлова молодой поэт жаловался, что некоторые слова совершенно невозможно зарифмовать. “Например?” спросил мэтр. “Например “энциклопедический словарь””. На что Светлов с ходу выдал: “Дай мне, Маша, полотенце, ”

Марина: На какой вопрос Вы бы ответили бы с удовольствием, а я его так и не задала?

Алексей: Зачем вообще пишут стихи? Я ответил бы, что они помогают в осеннем увядании природы и в белом саване зимы увидеть красоту, в бестолковости обнаружить юмор, в хаосе гармонию. И самое главное позволяют увидеть чудо в обыденной приевшейся жизни. И вот эта возможность посмотреть на окружающее под другим углом зрения, или вообще создать свой собственный мир самый большой подарок Бога для человека. Тут даже не нужны космические корабли для путешествия по Галактике. Бери книгу стихов и в путь.

Марина: Мы благодарим Вас за откровенность и уделённое нам время.

Алексей: Спасибо вам, Марина, за то что придумали эту рубрику и уделяете столько времени и сил на её развитие. Читаю интервью с поэтами с огромным удовольствием. Ну и, конечно, спасибо, что пригласили.
________________

Нашим подписчикам я напоминаю, что они могут задать свой вопрос или выразить пожелание Алексею Смехову, в комментариях под этим постом. Наш гость ответит на все.

Марина Якимович.

4 Comment on “первые стихотворения северянина”

  • User
    Кирилл Петерс October 30th, 2018 Reply

    Спасибо вам огромное! Очень люблю стихи Алексея!
    И, вообще, мне очень нравится Алексей Смехов, как человек: он необычайно цельный и наполненный; и очень искренний, душевный, а я ценю эти качества в людях, а тем более, в поэтах.

    Его стихи разные: грустные, весёлые, добрые, нежные, но все они замечательные!

    Что касается “Смехариков” – вспомнились строчки Юлии Друниной:

    Мир до невозможности запутан.
    И когда дела мои плохи,
    В самые тяжёлые минуты
    Я пишу весёлые стихи…

    Действительно, очень многие творческие люди (поэты) в “самые тяжёлые минуты” начинают писать “весёлые стихи”…

    Я надеюсь, что благодаря сегодняшнему (совершенно потрясающему) интервью и замечательным стихам, которые мы ещё увидим в течении дня, у Алексея появится больше читателей!

    Ещё раз огромное спасибо!

  • User
    Алексей Смехов October 30th, 2018 Reply

    Кирилл, спасибо! Очень рад, что благодаря конкурсу в Стихаски мы познакомились. Общение с тобой – большая радость.

Add Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *